Всем привет!
Сегодня, как никогда множатся направления практической психологии спорта. К традиционным направлениям психологическое обеспечение и психологическое сопровождение, сформулированным еще в 70-80-х годах, добавляются психологическая помощь, психологическая поддержка, психологический коучинг, а еще ментальная подготовка и ментальный коучинг. Про психотерапевтические направления не упоминаю.
Когда-то практикующего психолога, бывшего тренера, публично на конференции спросил – «Какая разница в содержании работы по обеспечению и сопровождению»? И тогда, и сегодня этот специалист использует эти термины как синонимы. Видимо и в содержании работ тоже нет различий. Добавлю, что сегодня многие психологи не видят разницы в используемых терминах, – главное работать со спортсменом.
Много лет назад обратил внимание, что психолог в структуре спортивной команды (организации) и вне нее два разных специалиста – первый «очередной сексот» (врач, массажист и психолог 3-й сексот в команде) – так говорят сами спортсмены. Такой работник команды не может вести психологическое сопровождение, но может и должен вести работы по психологическому обеспечению (научно-обоснованным рекомендациям) индивидуализации подготовки спортсмена. Этому я учился у Юрия Яковлевича Киселева и Геннадия Дмитриевича Горбунова.
Так у У.Бьорндалена было три психолога – в сборной, личный и семейный, а У. Болт с 13-ти лет работал с личным психологом.
От ведущих специалистов ФМБА, отвечающих за психологическую подготовку в сборных неоднократно слышал – «будем лечить спортсменов», «помогаем спортсменам», «мне доверяют спортсмены, могу работать со всеми в сборной».
Из общения с имеющими уже опыт работы с психологом сборной или команды, приходилось слышать – «не буду работать с ним, он работает с моим конкурентом», «учат … делать, а мне это не подходит», «да не нужна мне эта помощь».
Когда-то с Горбуновым организовывали публичные дискуссии – «Психолог содействует спортсмену или воздействует на него!?»
Конечно психолог помогает спортсмену разобраться в тех трудностях («тараканах»), которые препятствуют его успешности и это возможно только при активном взаимодействии спортсмена и психолога, но никакой продуктивности в помощи-поддержке не будет при принудительности-обязательности спортсмена идти на сотрудничество.
Психологическая подготовка уже более полувека называется одной из пяти составляющих спортивной подготовки спортсмена, но видимо об этом постоянно забывают специалисты 21 века. Более того психологическая подготовка начинается с выбора (или привода родителями) ребенка в спортсекции. А вот как она идет, чаще всего зависит от психики самого занимающегося спортом.
Глубоко убежден, методов-подходов может быть сколь угодно и это зависит от профессионального потенциала специалиста, но направления практической работы должны четко определять цель-задачи-содержание каждого направления и таким образом формализовать цели-задачи-обязанности специалиста. В противном случае сколько специалистов столько направлений.
И главное условие психологической подготовки спортсмена в психологической культуре всех участников этого процесса.
. Всем удачи!