Всем привет!
Начались занятия с группой студентов магистерской программы «Психология спорта и физической культуры» по курсу «Методологические основы физической культуры и спорта». Говорю о том, что к 13-15 годам до 60% занимающихся в спортсекциях завязывают, к 8-9 классу практически у всех пропадает интерес к урокам физвоспитания, а в группах здоровья опять же до 60% через 3-4 месяца прекращают «истязание» себя. Перечисляю научные основы научного обеспечения спорта. Спортивным психологам пытаюсь обосновать, что психологические основы являются системным фактором всей совокупности наук, имеющих отношение к организации, ведению и сопровождению занимающихся и спортом, и физкультурой.
Сидящий на последнем ряду и играющий в шахматы со своим гаджетом, минифутболист задает вопрос – «А когда начинается психологическая подготовка»? Отвечаю – «С первого занятия». «О какой психологии можно говорить, если фигуристов набирают в 3-4 года». Тут подключается вся аудитория – «Надо работать с родителями». В группе 13 студентов, многие работают детскими тренерами с фигуристами, гимнастами, теннисистами, хоккеистами. Возражаю, что не все кого приводят родители, горят желанием быть чемпионами и получают удовольствие от занятий? Разве в этом не проявляется психология?
Рассказываю случаи из практики, как отец при 9 летнем сыне говорит, что у сына нет спортивного характера, амбициозная мама требует сделать ее уверенной, отец пловца, которого он отвозит в бассейн и встречает после тренировки, жалуется, что сын во время тренировок сидит в раздевалке и играет на гаджете, а после тренировки выходит с мокрой головой и говорит, что все нормально. Еще неоднократно был свидетелем, как мамы делают своим детям растяжку перед прохождением комиссии по набору в группы фигурного катания, а те ревут и орут благим голосом. А из набранной группы на 2-й год остается 20%.
Долгое время отказывался работать с детьми и подростками, но уже после нескольких случаев убедился, что они, в отличии от взрослых, доверчивы, исполнительны и гораздо общительнее чемпионов. И что более важно, их сознание еще не зашорено социальной значимостью побед и достижений, они могут получать удовольствие и удовлетворение от процесса занятия и личных достижений.
С сентября общаюсь с 9-ти летним футболистом. От родителей узнаю, что его перевели во 2-ю команду академии. Бросать футбол не собирается – хочет вернуться в 1-ю. Зажат, закрыт, напряжен, смотрит в пол, отвечает односложно, знает по имени одного в команде. С трудом называем необходимые качества футболиста. Договариваемся, что в качестве домашнего задания он каждый день дополнительно будет заниматься жонглированием мяча. Через неделю узнаю, что про ДЗ забыл, еще через неделю рассказывает, что правой получается лучше, в следующий раз уже сам говорит сколько прибавил. Приходим к заключению, что успешность футболиста складывается из индивидуального мастерства и взаимоотношения с другими. Через два месяца знает всех ребят по именам, во время игры подсказывает, просит пас, открыто говорит о своих достижениях, о сильных и не сильных сторонах команды. (Во всяком случае обсуждаем эти вопросы.) Периодически прошу его обсудить с мамой стоит или нет продолжать встречи с психологом – продолжаем.
За годы своей практики, что с профи с 7-мизначными контрактами, что с детьми, сформулировал еще одно правило – «50% успеха в общении». И следствие – «активность-доброжелательность-конструктивность общения демонстрация уверенности» (пусть иногда и показная).
А со студентами будем продолжать обсуждать роль и место психологии в подготовке не только чемпионов. Тем более, что скоро появится закон о практической деятельности психологов.
Всем удачи!
